Горбунов А.И. Как нам организовать наш футбол?
Александр Иванович Горбунов, известный в Санкт-Петербурге футбольный тренер. Его команды выигрывали и становились призерами Чемпионата города, успешно выступали во всесоюзных соревнованиях, а его воспитанники играли в высших лигах не только нашей страны. Сегодня некоторые из них успешно работают тренерами и в России и за рубежом. Его мнение о состоянии нашего детского футбола является не просто компетентным, оно требует внимательного изучения. Это бесценный полувековой опыт высококлассного специалиста.
Как нам организовать наш футбол?
На основании анализа дворового и организованного детско-юношеского футбола и собственного опыта работы (более 30 лет в организованном футболе и 10 лет в системе дополнительного образования - в школе № 333) я пришел к следующим выводам, которыми хочу поделиться со всеми, кого беспокоит состояние дел в отечественном футболе.
- В силу различных обстоятельств (в том числе в связи с организацией и развитием сети ДЮСШ) мы утратили тот дворовый футбол, который во многом способствовал нашим прошлым успехам на международном уровне.
- При раннем наборе в организованный футбол и последующих тренировках, зачастую ежедневных, в ребенке убивается механизм самосовершенствования и развития личностных качеств.
- Регулярные соревнования, турниры и товарищеские игры проводятся длительный период, что пагубно действует на психику детей. Кроме того, постоянная нацеленность на результат исключает из их игры воображение, фантазию, применение своих собственных приемов.
- Концентрация лучших игроков (лидеров) из различных команд в одну пагубно действует на лидеров, пришедших в команду, и лидеров, уже находящихся в команде. А команда, из которой забрали лидера, иногда теряет желание дальнейшего совершенствования.
- Городские и районные соревнования между общеобразовательными школами проводятся по непонятным возрастам. Такие игры должны проводиться в составе сборных команд школы (до 9-го класса), с включением в эти команды учащихся спортивных школ, что только повысит статус школьного футбола и привлекательность таких соревнований.
- В методике подготовки в раннем возрасте неоправданно используются тактические приемы, направленные на достижение спортивного результата, при этом упускаются фундаментальные приемы последовательности обучения, учитывающие возрастные особенности.
- Оценка работы тренера на любых уровнях подготовки сводится к подсчету завоеванных его командой очков, мест и грамот, что заставляет тренеров в ущерб последовательной подготовке «натаскивать» детей на ранний результат. В дальнейшем же не отслеживается рост игрока, его последующее участие в мужском футболе, и тренеры детско- юношеских команд никак не поощряются за подготовку игроков для взрослой команды.
- Первенство города и любые соревнования организованы (для удобства проведения) по отдельным возрастам. Необходимо формировать команды не по возрастам, а по уровню подготовки.
Создав систему организованного обучения в детских спортивных школах, мы, не желая того, негативно повлияли на существование дворового футбола, который формировал фундамент механизма самосовершенствования, способствовал воспитанию характера, развитию личности и самобытности. Мы решили сами заниматься организацией всех естественных процессов становления футболиста с раннего возраста. И на каждом нашем шаге получили отрицательные результаты. Необходим очень тщательный и вдумчивый анализ сложившейся ситуации.
Ранний набор детей в секции, концентрация лучших игроков в одну команду, методика, дающая сиюминутные результаты, - это только часть ошибочных действий в системе детского городского футбола. Добавим к этому организацию нашими функционерами игр по возрастам, что, конечно, удобно для проведения соревнований, но негативно влияет на подготовку сильного игрока, так как в одновозрастной команде для него утрачивается возможность совершенствоваться (не у кого учиться).
Ощутимых изменений в подготовке футбольных резервов не наблюдается, а только увеличивается заорганизованность и ухудшается состояние нашего детско-юношеского а с ним и всего отечественного, футбола.
Проект организации взаимодействия организованного и дворового футбола
Анализ психолого-педагогических особенностей организованного и дворового футбола и выводы из него показали необходимость изменений в системе подготовки футбольных резервов.
До 12 лет все желающие занимаются футболом в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе. Занятия проводятся в игровой форме 2-3 раза в неделю. Тренер выступает как организатор смешанных команд. Тренеры ДЮСШ, СДЮШОР и других организаций не должны заниматься набором и работой сдетьми до этого возраста.
С 12-15 лет проводится набор детей в ДЮСШ и другие организации и осуществляется базовая подготовка с учетом требований последующего этапа. Учащиеся, не прошедшие по набору или не желающие заниматься в организованном футболе, продолжают заниматься в системе дополнительного образования.
С 15-18 лет учащиеся ДЮСШ и СДЮШОР занимаются по общепринятым программам, обращая внимание на обучение игре в футбол, где имеет место быстрый пас, быстрые индивидуальные действия, быстрые взаимодействия, с учетом технических, физических, тактических и психологических нагрузок в игровых действиях.
Дальнейшее совершенствование лучше проводить в смешанных командах (юноши и взрослые), где бывшие юноши смогут лучше адаптироваться к мужскому футболу.
А.И.Горбунов, тренер ФК Победа
Санкт-Петербург
март 2023г.